«Мы должны показывать искренние истории, которые найдут отклик в сердцах зрителей». Интервью с режиссером Натальей Углицких
8 декабря в кинотеатре «Октябрь» пройдет премьера короткометражных фильмов кинопроекта «Безопасная работа». Режиссером двух из них – «Таксист» и «Стажер» – стала представитель киношколы Александра Митты Наталья Углицких.
В интервью для Ассоциации «Безопасность и качество» она рассказала об особенностях фильмов про охрану труда, способах донести идею фильма до зрителя и как сами актеры относятся к безопасности на рабочем месте.
– Вы снимаете кино в различных жанрах и на различные темы. Сталкивались ли вы ранее с темой охраны труда в кино?
– За время своей работы я сняла более 30 фильмов, не считая рекламных роликов и клипов. Среди них есть как полнометражные художественные и документальные фильмы, так и сериалы. Но картины, снятые в рамках кинопроекта «Безопасная работа», – мой первый опыт работы с фильмами социальной направленности. И он, безусловно, очень важен для меня, поскольку направлен в первую очередь на просвещение зрителей о важности охраны труда через интересные и, что немаловажно, основанные на реальных событиях истории. Могу даже сказать, что для меня съемки фильмов «Таксист» и «Стажер» стали своего рода новым творческим открытием, поскольку ранее с этой темой в кино я не сталкивалась.
– Есть ли какая-то отличительная особенность фильмов на такую тематику?
– Яркой отличительной особенности я выделить не могу. В конце концов, чтобы донести до зрителя какую-то идею, мы должны вкладывать ее как бы между строк, через истории, через персонажей. И очень важно найти ту самую грань, чтобы это не была прямая агитация или плакат «Что такое хорошо, а что такое плохое». В первую очередь, это должна быть интересная зрителю история, внутрь которой вложен основной посыл фильма – важность охраны труда.
– В дальнейшем фильмы кинопроекта «Безопасная работа» планируется направить на различные фестивали и показать широкой аудитории. Какого результата вы надеетесь достичь с помощью своих фильмов о безопасности на рабочем месте и какие изменения вы надеетесь увидеть в сознании людей?
– Мне кажется, говорить о каких-то практических результатах немного неправильно. Все же именно заставлять зрителей как-то действовать – совсем не главная цель кинематографа. В первую очередь, с помощью кино мы должны показать настоящие и искренние истории, в которые хочется верить. И если это получится, то зрители обязательно откликнутся на тот посыл, который заложен в картине. В таком случае можно считать, что фильм получился по-настоящему цепляющим и заставляющим задуматься.
– То есть главное в фильме то, как его воспримет зритель?
– Да, можно сказать и так. Зритель не должен воспринимать идею фильма как навязанную извне, заставляющую его действовать определенным образом. Он сам должен прийти к тому, что та же безопасность труда важна, для него это должно стать само собой разумеющимся. В этом и есть сила искусства, в частности и кинематографа: зрителя нельзя заставить что-либо сделать, но можно попытаться найти отклик в его сердце. И только в таком случае идея и посыл, заложенные в фильм, будет иметь должный эффект. Этому меня учили мои мастера, этому я учу своих студентов, и это то, к чему я сама стараюсь стремиться.
– Поговорим о сценариях фильмов. Все они основывались на реальных историях, зачастую связанных со специфическими аспектами. Столкнулись ли вы с какими трудностями по ходу съемок и адаптации сценариев?
– Конечно. Так или иначе, все сценарии фильмов основаны на реальных событиях, поэтому приходилось адаптировать их больше в сторону кинематографии, убрать какие-то шероховатости. И, самое главное, вплести тему важности охраны труда в истории таким образом, чтобы вместе они гармонично сочетались и полностью раскрывали тему, о которой мы стремимся рассказать.
– Охрана труда присутствует во всех сферах, в том числе и в кинематографе. Не заметили ли вы, что актеры и съемочная группа, поменяли свое отношение к этому вопросу по ходу съемок?
– Начну немного издалека. Еще обучаясь в институте, когда нам рассказывали об охране труда, чаще озвучивали какие-то общие моменты и, к сожалению, совершенно не касались этих аспектов в кинопроизводстве. Хотя, если посмотреть с точки зрения сцен с каскадерами, съемок на дорогах или в суровых погодных условиях, когда мы пользуемся электрическими устройствами, необходимо в первую очередь организовать все так, чтобы это рабочее место актеров и съемочной группы максимально безопасным. Хотелось бы, чтобы молодые кинематографисты, которые приходят снимать кино знали хотя бы основы безопасности. Лично для меня погружение именно в саму атмосферу важности соблюдения правил охраны труда и безопасности дало своего рода практический опыт.
Если же говорить непосредственно о съемочном процессе, в котором я принимала участие, то надо заметить, что актеры, снимающиеся у меня в фильмах, – это профессионалы, знающие свое дело. У них за плечами десятки ролей, и, говоря о безопасности их труда, они в курсе всех моментов и понимают всю их важность. Это, в том числе, позволило им достаточно органично вжиться в свои роли. Не только потому, что это интересно, но и потому, что им крайне близка тема охраны труда.
– Заключительный вопрос: какой совет вы могли бы дать другим режиссерам, которые также хотят использовать кинематографию для обращения к вопросам труда и другим схожим темам?
– Вне зависимости о того, снимаете ли вы кино, занимаетесь строительством или работаете в офисе – очень важно, чтобы ваша жизнь была в безопасности. И в первую очередь очень много в этом вопросе зависит от нас самих. Поэтому всем окружающим я бы посоветовала беречь себя и не делать что-то, нарушающее правила безопасности. Это, на мой взгляд, самое важное.
А своим коллегам-режиссерам я бы посоветовала в первую очередь проникнуться той темой, которую они хотят осветить в своих фильмах. Тогда как я уже говорила, получится снять ту самую искреннюю историю, в которую поверят зрители.