Охрана труда: ветер перемен
Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Ассоциация «Безопасность и Качество» организовало онлайн-дискуссию «Нормативная база охраны труда в 2021 году: что отменили, что ввели нового и что продолжает действовать без изменений. Детальный анализ».
Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Ассоциация «Безопасность и Качество» организовало онлайн-дискуссию «Нормативная база охраны труда в 2021 году: что отменили, что ввели нового и что продолжает действовать без изменений. Детальный анализ».
Масштабные изменения законодательства по охране труда – одна из самых острых тем для работодателей. Разобраться в текущей ситуации и получить полезное «руководство к действию» участники дискуссии смогли с помощью нашего постоянного эксперта, вице-президента Ассоциации содействия здоровью и безопасности труда «ЭТАЛОН» Владимира Савинова.
Пожалуй, самый популярный вопрос дискуссии – перечень действующих и отмененных документов.
– Документы, которые вступили в силу до 1 января 2020 года, уже не действуют. Даже если нет приказа об отмене. Однако при этом существует перечень старых НПА, которые не утратили свою силу, – отметил В. Савинов. – Сегодня вся нормативно-правовая база поделена на три большие группы. Первая – отменили, забыли, действуют новые НПА. Вторая –документы, которых до этого не было, и они только появились. Третья группа – часть старых документов, которые будут действовать. И задача работодателя – ясно понимать, что отменили, что продлили, а что ввели нового.
Как же разобраться в этих группах? 31 декабря вышло Постановление Правительства РФ № 2467, где очень четко прописано, какие старые нормативные акты, продолжают действовать в 2021 году. Это большой документ, в нем 1275 позиций по 66 видам контроля и надзора (не только по охране труда). Конкретно в области охраны труда остались в силе такие документы, как: Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»; Постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования». Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и др.
Отметим, что для многих нормативов в данном документе указан срок – до какого числа он будет действовать. Например, Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (ред. от 30 ноября 2016 г.) будет в силе до 1 сентября текущего года. Тоже самое касается и Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (ред. от 30 ноября 2016 г.).
Также в ходе дискуссии говорили о двух документах, принципиально меняющих работу с нормативно-правовой базой – это ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» + отдельные законы (вступил в силу с 1.11.2020).
Буквально все участники мероприятия спрашивали, что делать в текущей ситуации. Владимир Савинов дал рекомендации по переходу организации на новую нормативную базу. В числе основных работ, которые необходимо провести – сравнительный анализ требований старых и новых НПА, пересмотр Положения о системе управления охраной труда в организации, разработка и утверждение графика пересмотра локальных правовых актов, проведение внепланового инструктажа в объеме должностных обязанностей.
Кроме того, участники обсудили вопросы, связанные с обучением и внеочередной проверкой знаний; специфику перехода на новые НПА в строительной отрасли, независимую оценку квалификации специалистов по охране труда и другие важные темы.