А. Кулешов: «Рынок понял, что над ним есть контроль»

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов в интервью «Российской газете» рассказал о ГОСТе на отзыв автомобилей, а также о краш-тестах автомобилей и автобусов.

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов в интервью «Российской газете» рассказал о ГОСТе на отзыв автомобилей, а также о краш-тестах автомобилей и автобусов.

– С 2018 года Росстандарт проводит краш-тесты автомобилей, в прошлом году акцент был на автобусах. Что показали эти испытания?

– Первое – рынок понял, что над ним есть контроль. Потому что как получается: сертифицируется один автобус, потом выясняется, что производители начали заменять комплектующие на менее надежные. Кроме того, испытания техники, моделирование по международным стандартам оказались неэффективными. По правилам ООН испытания проводятся только на деформацию кузова. Мы опрокидываем автобус – и видим, что отрываются сиденья, блокируются аварийные выходы, вываливаются огнетушители... И это только в статике, а представьте, что на скорости будет происходить. Формально все в порядке, потому что правила вообще не описывают, что внутри автобуса происходит.

Поэтому мы инициировали на площадке ООН (в Комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН) изменение правил, партнеры из других стран нас поддержали, и новая редакция правил уже где-то на выходе. Теперь благодаря нашим испытаниям во всем мире будут оценивать не только устойчивость кузова, но и что происходит во время аварии внутри салона.

Кроме того, мы выявили несовершенство ремней безопасности при перевозке детей. При сертификационных испытаниях используются среднестатистические манекены, а мы провели испытания с манекенами разных размеров и увидели, что для маленьких детей при ДТП есть угроза выскальзывания из лямок. Хотя формально техника всем требованиям удовлетворяет.

После наших консультаций производители провели НИОКРы, которые легли в основу стандарта автобусной техники с повышенными требованиями безопасности. Этот стандарт в высокой степени готовности, и он станет обязательным при госзакупках для описания приобретаемой техники.

– Росстандарт планирует утвердить ГОСТ на отзыв автомобилей. Что он меняет в процедуре отзыва, информировании автовладельцев?

– ГОСТ только что утвержден, он разработан при участии автопроизводителей и определяет все базовые понятия в этой сфере, что очень важно для рынка. За несколько лет он прошел путь от единичных отзывов, когда их все боялись, до массовых отзывных кампаний, и теперь они уже воспринимаются со знаком плюс.

С 2019 года на нашем сайте можно по VIN-номеру определить, подпадает ли машина под отзыв или нет, это был первый этап широкой программы по информированию автовладельцев. Сейчас почти завершена работа над вторым этапом – это создание «личного кабинета» автопроизводителей, через который они смогут информировать Росстандарт и автовладельцев о новых отзывных кампаниях и осуществлении ремонта конкретного автомобиля.

С 1 июля у нас на сайте можно будет по VIN-номеру узнать, прошла ли машина необходимый ремонт. Также эта информация будет доступна в ближайшее время и в электронных ПТС. Следующий этап – информирование об отзыве через единый портал госуслуг. Планируем, что оно начнется в этом или начале следующего года.

Полностью интервью А. Кулешова читайте здесь .